О рождении этой песни рассказывает её автор — поэт Алексей Фатьянов, прошагавший трудные военные дороги и воспевший их в этой и других своих незабываемых песнях:
"Помню фронт. В большой зелёной роще мы, солдаты, после только что затихшего боя лежим, отряхиваясь от крупинок засыпавшей нас земли, и вдруг слышим: вслед за растаявшим вдали рокотом вражеских самолетов, во всё горло, как бы утверждая жизнь, защёлкал соловей! И это вошло в песню «Пришла и к нам на фронт весна»" (так изначально назвали песню).
Запись Алексея Фатьянова на Радио
То, что "Соловьи" - одна из лучших песен Великой Отечественной Войны бесспорно, а вот данные о времени создании этой песни противоречивы. В разных источниках утверждается, что время её создания от начала войны до дней Победы.
В архиве поэта хранится черновик этого стихотворения с многочисленными авторскими пометками и исправлениями, датированный 1942 годом. В каких только фронтовых переделках не побывал этот листок до того, как стать всенародно известной песней!
В последние дни 1944 года, перед Новым, 1945 годом, получив лёгкое ранениеи медаль "За отвагу" в боях за освобождение Секешфехервара, а с ними и краткосрочный отпуск, Фатьянов привёз эти стихи в Москву и показал их Марку Фрадкину и тот уже было принялся за работу, но в это время Фатьянов узнал, что Соловьев-Седой находится в гостинице "Москва". Алексей забрал стихи и отдал их своему другу.
Друзья-соавторы всю ночь провели без сна, а наутро родились с сразу две песни "Пришла и к нам на фронт весна" и "Ничего не говорила". Тут же решили опробывать песни на слушателях и пригласили всех проживавших и работников гостиницы. Среди них оказался и генерал Соколов, который одобрив песни, предложил в "Соловьях" изменить слово "ребят" на "солдат". Фатьянов согласился. оставив "ребят" лишь в последнем куплете.
Отказался поэт и от одного из куплетов песни, который удлинял песню и суживал её масштабность:
Вчера горячий был денёк,
Взметая пыль степных дорог,
В атаку шёл гвардейский полк.
Идти вперёд - солдатский долг,
И этот долг, как знамя свят.
Семнадцать вёрст прошёл солдат.
К этому времени Соловьёв-Седой и Фатьянов уже написали несколько прекрасных песен. Но эта, пожалуй, стала самой значительной их песенной удачей. Секрет успеха песни очень точно объяснил прославленный полководец Великой Отечественной войны Маршал Советского Союза Г.К.Жуков, назвавший её в числе самых любимых своих песен:
"Это бессмертные песни! А почему? Потому что в них отразилась большая душа народа..."
Интересно, что с успехом этой песни творческий псевдоним композитора Соловьёва стал длиннее - он стал подписавать свои произведения: В.Соловьёв-Седой, а до этого было: В.Седой.
Казалось бы дата написания песни установлена с точностью до дня, но, тем не менее, в воспоминаниях многих участников войны говорится о том, что "Соловьи" звучали на фронте много раньше, чуть ли ни с самого её начала. Как же это могло произойти?
К сожалению, почти ничего не известно о фронтовых буднях Фатьянова, но хорошо известно, что Алексей Иванович был не только поэтом. Он окончил студию Алексея Дикого при театре ВЦСПС и театральную школу им. А.Д. Попова при Центральном театре Красной Армии, выступал на сцене этого театра. В театральных ролях проявились незаурядные способности актёра к исполнению песен, абсолютный музыкальный слух и точная интонация обратили на себя внимание признанных мастеров этого жанра. Фатьянов не только хорошо пел, но и играл на рояле. Свои песни поэт приносил композиторам не только в виде стихов, но и с предложениями по мелодии будущего сочинения.
Неудивительно, что боец Фатьянов скрашивал воинский досуг своими песнями и на определённый мотив пелись и "Соловьи". Это и осталось в памяти фронтовиков.