Романс "Гори, гори, моя звезда" - один из символов России, музыка и стихи которого в сознание русских людей отзываются неиссякаемой духовностью, верой в смысл жизни, сохраняющимся и после её земного существования, надеждой на высшие звёздные силы, призванные хранить Россию.
Созданию романса сопутствовало несколько событий. В январе 1847-го московские власти решили отметить 700-летие Москвы. К дате приурочили множество творческих конкурсов, на что откликнулись многие творческие личности.
К тому же, в конце 1846 года состоялось поразительное научное открытие, сделанное астрономом Урбеном Леверье - предсказание существования большой планеты, которую он назвал Нептуном. А через два месяца Иоганн Галле с помощью телескопа обнаружил планету именно там, где указывал Леверье. И звезда, упоминаемая в романсе, скорее всего, не символ, а конкретная рождественская звезда.
В такой атмосфере и появился романс «Гори, гори, моя звезда». Стихи написал студент юридического факультета Московского университета Владимир (или Василий?) Павлович Чуевский, музыку - композитор Пётр Петрович Булахов.
Их жизнь сложилась непросто. Пётр Булахов - автор более 80 и ныне популярных романсов. После того, как его разбил паралич, он бедствовал и только в редкие моменты продолжал сочинять, наигрывая здоровой рукой на фортепиано. В продолжение страданий в семидесятых годах пожар уничтожил его имущество и он нашёл приют в усадьбе Кусково графа Сергея Дмитриевича Шереметева, где он и прожил свои последние годы с гражданской женой Елизаветой Павловной Збруевой.
Сведения о Владимире Чуевском, авторе стихов романсов братьев Булаховых, Александра Дебюка, Максима Эрлангера и др. весьма скудны, а после первой мировой войны и революции вообще затерялись.
Романс был представлен на творческий конкурс, посвященный 700-летию Москвы, но не стал победителем, хотя исполнялся в творческой и студенческой среде.
Первое издание романса состоялось в 1847 году. Цензорское разрешение ноты получили в Москве 13 января, значит, сочинялся романс в 1846 году, к Рождеству. По строгим правилам николаевской цензуры на нём стояли имена авторов: «Музыка П. Булахова, слова В. Чуевского».
Потом романс забыли. А вспомнили только в годы первой мировой войны, благодаря аранжировке и исполнению талантливого композитора и певца Владимира Александровича Сабинина (1885–1930), добровольца действующей армии. Сабинин существенно переработал музыку и частично слова булаховского романса и с огромным успехом выступал с ним в концертах.
Получился настоящий патриотический гимн, признание в любви единственной заветной звезде - России. В таком виде романс и дошёл до наших дней.
В 1915 году вышла пластинка с сабининской записью романса — и его запели по всей стране. Роль Сабинина в судьбе романса трудно переоценить. Он был не просто аранжировщиком, а фактически соавтором Булахова. Однако имя Сабинина в публикациях не упоминается, не объявляется оно и при исполнении в концертных программах, передачах радио и телевидения.
Трагична,, как и у авторов романса, судьба Сабинина, бывшего до революции одним из популярнейших певцов. В 1920-х годах он безуспешно искал работу, бедствовал. Была возможность эмигрировать из России, но уезжать из России он не собирался. И в один момент, когда он покончил жизнь самоубийством, вслед за своим другом Есениным, вслед за Маяковским.
История романса «Гори, гори, моя звезда» насыщена легендами о его создании, которое приписывали и Гумилеву, и Бунину, и Колчаку... Легенды о Бунине и Гумилеве держались недолго. Исследователи их творчества быстро внесли ясность - не было у них таких строк! А «колчаковская» версия долго рассматривалась всерьёз.
Особенно упорно эта версия стала звучать, когда изменилось отношение к белому движению, и Колчак предстал не только кровавым омским правителем, но и великим патриотом, самоотверженным вождём, блестяще образованным человеком, талантливым ученым и кристально чистой личностью, а диктатором его сделала надежда на спасение России.
Люди, знавшие Колчака утверждали, что он очень любил этот романс и даже пел его перед расстрелом зимней сибирской ночью. Стояла полная луна, огромные звезды как будто бы приближались к земле. Они светили даже в проруби, куда его уже расстрелянного, потом затолкали.
Вокруг чужие, враждебные лица. Проститься с любимой женщиной ему не разрешили. Оставалось только проститься со звездами...
После революции некоторые артисты и композиторы-эмигранты заявляли, что видели ноты романса с автографом Колчака, что подтверждает его авторство. Но Колчак родился в 1874-м, а романс шестью годами раньше вошёл в сборник, выпущенный в Москве издательством Майкова.
С установлением советской власти романс был запрещен как белогвардейский, популярность возвратилась к нему лишь в 1950-60-х гг., указывалось, что «музыка и слова народные», а затем «музыка П.Булахова, слова народные».
С установлением советской власти романс, ставший уже народным, был запрещён как белогвардейский, устаревший и даже идеологически вредный. Из сотен любимейших романсов он первый подвергся политической опале и его исполнение приравнивалось к антисоветской деятельности.
Лишь с середины 1940-х годов усилиями Сергея Лемешева, Ивана Козловского и Георгия Виноградова, которые рискнули включить этот романс в свой репертуар, он был реабилитирован. В 1944 году вышла пластинка, где романс исполнял Георгий Павлович Виноградов.
Услышали «Звезду» и в 1957 году в американском фильме «Война и мир». А через 30 лет после смерти Сабинина романс запел Борис Штоколов. Правда, романс ещё долго 30 лет, прежде чем на наших вечерах и радиопередачах воскресли имена всех трех его авторов: Булахова, Чуевского и Сабинина.
Долгие годы этот романс традиционно включали в свой репертуар только тенора. Но однажды традиция была нарушена: романс с огромным успехом исполнил певец-бас Борис Штоколов. И именно в его исполнении романс «Гори, гори, моя звезда…» полюбился и обрёл новых поклонников и почитателей. А спустя некоторое время это произведение, традиционно поющееся от имени мужчины, неожиданно включила в свой репертуар польская певица Анна Герман. Во время гастрольной поездки по нашей стране она записала его на московской студии в сопровождении инструментального ансамбля под управлением Панайота Бояджиева.
В настоящее время трудно найти вокалиста без романса «Гори, гори, моя звезда» в репертуаре.
Валерий Агафонов
Анатолий Александрович
Владимир Атлантов
Геннадий Бойко
Галина Баранова
Жанна Бичевская
Георгий Виноградов
Владияр
Владимир Высоцкий
Анна Герман
Дмитрий Гнатюк
Александр Градский
Татьяна Журовицкая
Сергей Захаров
Любовь Исаева
Геннадий Каменный
Мария Каринская
Иосиф Кобзон
Иван Козловский
Николай Копылов
|
Виталий Коротаев
Иза Кремер
Сергей Лемешев
Альберт Ленский
Александр Малинин
Григорий Малишевский
Игорь Манаширов
Мовсар Минцаев
Владимир Нечаев
Николай Никитский
Вячеслав Ольховский
Иван Печерских
Константин Плужников
Олег Погудин
Александр Подболотов
Алексей Покровский
Валентина Пономарёва
Иван Ребров
Анна Резникова
|
Дмитрий Ряхин
Владимир Сабинин
Николай Сличенко
Иван Суржиков
Николай Тимченко
Геннадий Трофимов
Татьяна Тугаринова
Юрий Фёдоров
Алиса Фрейндлих
Леонид Харитонов
Дмитрий Хворостовский
Эдуард Хиль
Галина Хомчик
Вика Цыганова
Юрий Шевчук
Борис Штоколов
Артур Эйзен
Екатерина Юровская
Николай Эрденко
|