"Вокализ Аркадия Островского" или "Я очень рад, ведь я, наконец, возвращаюсь домой"
В марте 2010 года этот ролик, записанный Эдуардом Хилем в 1976 году в Швеции и впервые помещённый на YouTube в 2006 году, американский студент Рей Джонсон (Ray William Johnson) нашёл в сети и выложил на своём сайте. И вдруг, клип обрёл неимоверную популярность, сначала в США, а затем и во всём Мире, набрав более 5 000 000 просмотров и более 13 000 комментариев за неделю. Неповторимое звучание и манера исполнения Хиля сделали песню трендовой. А самого Эдуарда прозвали «Мистер Трололо» (англ. The Trololo Man). Поклонники Хиля в Америке открыли сайт Мистер Тро-ло-ло, где предлагается стать поклонником одноимённого сообщества в социальной сети «Facebook».
Это стало не только интернет-сенсацией, но и событием в жизни стран и людей. Телевидение, радио, газеты и журналы растиражировали новость. Отрывки из выступления Хиля и попытки повторить песню знаменитыми и не очень людьми были использованы во многих телепередачах, включая комедийное шоу «Colbert Report» и шоу Jimmy Kimmel Live. Популярность Эдуарда Хиля превысила рейтинги Майкла Джексона и Барака Обамы, фото певца множилось на футболках, кружках, сувенирной продукции. Сотовые компании стремились заполучить песню в качестве рингтона. Возникла идея организации мирового гастрольного тура Эдуарда Хиля.
Как была создана эта песня? Почему она осталась без слов? Отчего из огромного числа песен, спетых Эдуардом Хилем, именно эта вдруг стала так популярна. Почему в своей массе пользователи сети отдали предпочтение исполнению Эдуарда Хиля, а не записям не менее популярных в своё время Муслима Магомаева и Валерия Ободзинского, так же имеющимся в интернете:
Песенное творчество Аркадия Ильича Островского наиболее ярко расцвело в 1960-е годы. Можно спорить - является ли он лучшим отечественным композитором-песенником, но право на такое мнение неоспоримо. Нет нужды перечислять лучшие песни Островского, они не только звучат до сих пор, но и являются музыкальными заставками самых популярных и пристижных телевизионных передач. Желающие получить подтверждение этого могут обратиться к сайту А.И.Островского.
Об истории создания "Вокализа" рассказал его сын, Михаил Аркадьевич, Приводится выдержка из его письма, полученного сайтом ККРЭ 18 марта 2010 года:
"Я всё думаю, как же талантлив был отец, если до сих пор у всех на слуху его «Пусть всегда будет солнце!», «Спят усталые игрушки», «Песня остаётся с человеком», « А у нас во дворе..» и многие другие детские и взрослые песни.
А «Вокализ» был написан на спор с его многолетним другом и соавтором, поэтом Львом Ошаниным. Работая, они часто сорились, мирились и снова сорились. И вот как-то раз, всердцах, отец вскричал: «А мне твои слова в песне и не нужны, а напишу песню без слов». Так родился «Вокализ». Жизнерадостная мелодия более всего подходила Эдуарду Хилю. Он её Хилю и отдал. Репетировали они дома долго и вдохновенно. А когда песню стали записывать с оркестром, то, как рассказывал сам Хиль, замечательнейший наш дирижер Юрий Силантьев возмутился: «Как это без слов ??!!». Позвали поэта В. Семернина, с которым отец до этого написал «Аиста». Эту прелестную песню – «Аист, здравствуй аист, мы, наконец, тебя дождались…» – трепетно, другого слова не подберёшь, исполнила Майя Кристалинская. «Вокализ» же отец представлял себе как песню лихого американского ковбоя. Но песню «лихого американского ковбоя» не пропустили, и от слов Семернина осталась лишь строчка-название: «Я очень рад, ведь я, наконец, возвращаюсь домой». И вот теперь, сорок с лишним лет спустя, «Вокализ» композитора Аркадий Островский и певца Эдуарда Хиля с триумфом вернулся в музыкальный мир, чему я, конечно, очень рад.
Искренне Ваш,
академик Российской Академии Наук
М. А. Островский"
Кроме ставшего знаменитым ролика, сохранились записи исполнения Эдуардом Хилем "Вокализа" на концертах, посвящённых А.И. Островскому !968 и 1984 годов:
И, конечно, после такого успеха Эдуард Хиль, продолжающий свои активные выступления, стал постоянно исполнять "вокализ" в концертах и на Телевидении: Вот запись с эфира 17 сентября 2010 года программы "Субботний вечер" на ТК "Россия", в конце которой певец рассказывает об истории, связвенной с этой песней.
Так почему же именно эта песня, и именно Хиль?
Ответ очевиден и заключается он в интернационализме песни без слов, не требующей для её понимания и воспроизведения знания языка. Будь песня со словами Ошанина или Семернина, сомнительно, чтобы она стала столь популярной.
Была попытка на волне популярности песни подобрать к ней слова. Но стит ли это делать? Жанр вокализа появился в середине восемнадцатого века, в начале в качестве учебного упражнения певцов, а затем и как собственная разновидность вокала. Многие известные композиторы создали запоминающиеся произведения в этом формате - М.Глинка, А.Варламов, С.Рахманинов, М.Равель, Р.Глиэр... Известны вокализы и советских композиторов-песенников - Н.Богословского, О.Фельцмана, К.Молчанова, М.Таривердиева, И.Катаева, Е.Крылатова, Е.Доги, А.Колкера... Так почему бы не оставаться и вокализу А. Островского?
Нельзя не признать и доступность понимания настроения, передаваемого творческой манерой Эдуарда Хиля, выразительностью его мимики и жестов, уменья не повторяться при исполнении каждого куплета, каждой фразы песни. Подкупает лёгкость его исполнения. Создаётся впечатление, что это легко доступное произведение для исполнения. Потому и столько перепевок выложено в YouTube. Но это далеко не так. "Вокализ" Островского требует серьёзной вокальной подготовки для его правильного исполнения. Не случайно, что из современных "звёзд" шоу-бизнеса никто и не пытается это сделать.